Конспект занятия

                         в старшей группе

"Родословная – стариннаярусская традиция казачества"

 

Цель : Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи , родным , родственникам , предкам;                                                                                                     -закрепить имеющиеся знания о родственных отношениях;                                                                             -формировать элементарные представление о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, традициях и обычаях;                                                                                                             воспитывать уважительное отношение к старшим.

Иллюстрационный  материал: рисунки из серии « Славянская  семья-кузнец» , «Славянская семья», казаки в различных одеждах ремесленников.

повторение терминов родства (мать, отец, сын, дочь, внук, внучка, племянник, племянница, жена, муж, бабушка , дедушка ), ласковых уважительных старинных обращений к родным и близким ( матушка, батюшка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка).

Предварительная работа :

 Ход занятий :

Ребята мы с вами сегодня поговорим о семье , которые жили в старину .  (Показ иллюстраций «Славянская семья».)                                                                                                 - Что изображено на рисунке?

(ответы детей  )                                                                                      –Ребята этот рисунок отображает современную семью или это семья из прошлого ?(ответыдетей)                                                                                                                                   - Почему вы решили , что эта фотография рассказывает о прошлом?  (ответы детей).                                                                                                                              – Да действительно на них одежда не современная , на мужчине одета – длинная рубаха с поясом, а на женщинах – сарафаны, рубахи, на голове платочки.                                                                                                                                          – Как вы думаете на рисунке изображена современная квартира?       (ответыдетей)                                                                                                                                         – Как вы догадались , что изображена изба ?  (ответы детей : стены деревянные , печь русская)  

- Да  в каждой избе  главным атрибутом была русская печь  - она согревала избу , в ней готовили еду , отдыхали на лежанках.                                                                                                   – Ребята  какие вы еще видите еще старинные предметы?                                                                                          (ответы детей)                                                                                       - Прялка была нужна людям для того , чтобы прясть пряжу и  шерстяные нитки. Кудель , клочок шерсти нанизывали сверху прялки , вытягивали и скучивали шерстяную нить , наматывали ее на веретено.                                       

 –И так , благодаря рисунку мы с вами можем представить , как жила раньше славянская семья. Мы как бы с вами попали в прошлое, оказались в старинной крестьянской избе . Как вы думаете , люди , которые изображены на рисунке родные друг другу или чужие люди?                                                                                                     (ответыдетей)                                                                                                                                  - Как можно назвать одним словом? ( ответы детей)                                                                                                                            - Ребята , мы уже поняли -наша семья жила давно, и мы видим что она большая была.                                                                                  – Посмотрите на рисунок и скажите , кто здесь самые старшие члены семьи ? ( ответы детей)                                                                                                                              - А рядом с бабушкой и дедушкой сидит мужчина , кем он приходится им ? (ответы детей)                                                                                                                                         -А эти дети их сыну приходятся кем ?                                                   ( ответы детей)                                                                                     - Как вы думаете почему его дети стоят?                                              ( ответы детей)                                                                           -Ребята в семьях почитали , уважали старших , во все их слушались , не смел им перечить , не перебивали , не капризничали. Родители учили своих детей и внуков всему , что умели сами , передавали свой жизненный опыт.                                                                          - Посмотрите как внимательно вслушиваются дети в каждое слово отца. Наверно он рассказывает что-то важное и интересное. Дети обращались к своим родителям с почтением и уважением , только «На  вы». Дети во всем слушались и помогали родителям.           -Посмотрите как дочь помогает матери готовить еду. С детства воспитывает ее  любви к труду, трудолюбие.                                                                                                                            – А чем занимается матушка ? ( ответы детей)                                                                                                                                             - Ребенок , которого нянчит матушка ,является ей племянницей. Ребята кто такие племянники ?                                                              ( ответы детей)                                                                                     -  Как вы думаете , у этой девочки есть родители ? ( ответы детей)                                                                                                   - Ребята в старину семьи были большими и дружными , родственники всегда помогали друг другу . Пока брат отца со своей женой были заняты, ездили в город на ярмарку , за их ребенком присматривали его родные. Люди были очень гостеприимными , хлебосольными, гостей встречали хлебом и солью. Любили веселые игры , пляски, хороводы. Такие были в старину обычаи.

Проводится игра «Звонок».
Дети встают в круг, крепко держась за руки. В круг заходят двое детей. У одного в руках колокольчик, у другого – веревочка. Ребенку с веревочкой завязывают глаза. Он должен по звуку колокольчика поймать своего противника и набросить на него веревочку. Круг не позволяет играющим далеко расходиться.

- Обычай – это то , что принято делать обычно, по привычке , каждый день. Они передавались от отцов и дедов – детям и внукам и со временем становились традицией. Давайте еще раз повторим какие обычаи были в старину. (ответы детей)                                                                                                                                            -  Как ребята в семье друг к другу  обращались?  Как ласково называли маму, отца , других членов семьи ?(ответы детей)                                                                  - Ребята правда хорошие традиции , давайте тоже поддерживать эти традиции !  В старину  люди очень хорошо знали своих родных, предков. Предки – это наши родственники , которые жили до нас. Создавались родословные семьи, где знали имена и фамилии всех родных, знали чем они занимались, где жили.                                                                                                              – Давайте для членов этой семьи мы с вами придумаем имена.( Дети предлагают и обсуждают).                                                                                                                                 – Давным –давно у людей не было фамилий , а были только имена . На одинаковые имена встречаются  довольно часто , а чтобы было понятно, о ком идет речь , люди использовали отчества и прозвища. Например Василий- сын Ивана ( Иванов сын), внук кузнеца- Кузнецов внук. Так и появились фамилии.                                                                                                                                           – Ребята а как вы думаете от какого слова произошла ваша фамилия?       Воспитатель   раздает иллюстрации с изображением семей в различных одеждах ремесленников.                                                                                                                                                                                                            - А теперь посмотрите на картинки угадайте тех кого изобразил художник. (ответы детей                                                                                                                             – Дома с родителями можете составить родословную своей семь : ее корни, ее обычаи и традиции.                                                                                               

А наше занятие подошло к концу. Спасибо всем.